Министр финансов.
Никола́й
Христиа́нович Бу́нге— российский государственный
деятель XIX
века,
учёный-экономист,
академик, министр финансов Российской империи (6 мая 1881 – 31 декабря 1886).
Одним
из первых его мероприятий на посту министра финансов явилось понижение выкупных
платежей, которое он считал необходимым для улучшения благосостояния
крестьян — тем более, что с них взыскивалось больше, нежели уплачивалось по
обязательствам выкупной операции. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов
рублей в год.
Кроме
того, при нём были отменены подушная
подать и соляной акциз.
Для компенсации выпадающих доходов были повышены налоги — на спирт, сахар, табак,
а также гербовый сбор и ряд других; увеличены таможенные пошлины на ввозимые
товары. Старался снизить расходы, однако сбалансировать бюджет ему не удалось.
Был сторонником введения подоходного налога.
Учредил
институт податных инспекторов. Будучи в теории приверженцем экономического
либерализма, был вынужден на практике проводить протекционистскую политику в
условиях кризиса, вызванного последствиями резкого роста военных расходов в
период русско-турецкой
войны 1877—1878.
При
Бунге в России
началась подготовка денежной реформы: с осени 1884 в Государственном
банке приступили к накоплению золота из поступлений в уплату таможенных пошлин
и за счет внешних займов.
Министр финансов
Ива́н
Алексе́евич Вышнегра́дский русский учёный (специалист в области механики) и государственный
деятель. Основоположник теории автоматического регулирования, почётный член Петербургской АН (1888), кроме того, в 1888—1892 — министр финансов
России.
В
январе 1887 назначен управляющим
министерством финансов, в 1888—1892 — министр финансов.
Был назначен по инициативе Каткова, который добился увольнения либерального
министра Н. Х. Бунге
и рассчитывал, что Вышнеградский резко пересмотрит политику министерства в
направлении проведения продворянской финансовой политики. Кроме того, Бунге не
смог решить вопрос выработки бездефицитного бюджета, который стал одной из
главных задач нового министра.
В
1890 году
стал Почётным гражданином КазаниHYPERLINK
"http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87"
\l "cite_note-4" .
Предприняв
некоторые меры, направленные на защиту дворянских интересов (например, была
проведена конверсия закладных листов общества взаимного поземельного кредита,
причём новые закладные листы освобождались от уплаты купонного налога),
Вышнеградский, в целом, продолжил политику своего предшественника, направленную
на борьбу с бюджетным дефицитом и укрепление национальной валюты. Проводил
протекционистскую политику, существенно повысив таможенные пошлины, что
проявилось, в частности, в Таможенном тарифе 1891, увеличившего пошлины
для 63 % ввозимых товаров и сокративших только для 2 %.
Значительное
внимание уделял созданию запаса золотой наличности, что позволило его преемнику
С. Ю. Витте провести денежную реформу (ввести «золотой рубль»). Инициировал
увеличение косвенных налогов: был повышен питейный акциз, введены нефтяной и
спичечный акцизы, дополнительный акциз с рафинированного сахара, увеличен
гербовый сбор (повышение косвенного налогообложения было подвергнуто критике
оппонентами Вышнеградского как ухудшающее положение малоимущих слоёв
населения). Выступал за поощрение экспорта — в частности, провёл понижение
хлебных тарифов; на зерно, вывозимое за границу, была установлена 10%-ная
скидка. Стимулировал вывоз не только излишком хлеба, но и части необходимых
запасов крестьян, ему приписывается фраза «Недоедим, но вывезем». Неурожаи 1891
и 1892 вызвал голод среди крестьянства, и нанесли удар по экспортной политике
Вышнеградского.
Руководил
выкупом в казну нерентабельных железных дорог, предпринял контрольно-финансовую
(1889—1890) и тарифную
(1889) реформы в железнодорожной сфере. Провёл конверсии
государственных (внешних и внутренних) займов, что способствовало сокращению
платежей по государственному долгу, понижению процента, упорядочиванию
государственного долга (при этом сам государственный долг при нём увеличился за
счёт новых займов).
Энергичный
и предприимчивый министр финансов, пришедший из предпринимательской среды, был
нетипичной фигурой для российской бюрократии. В мемуарах Витте описана история
обвинения Вышнеградского в получении взятки в размере 500 тысяч франков от
Ротшильда при заключении в Париже займа. Однако история была сложнее — Ротшильд
отстранил от участия в займе одну из конкурирующих банкирских групп (Госкье),
которая предварительно заручилась согласием Вышнеградского на своё участие в
выгодном проекте. Тогда министр финансов действительно попросил Ротшильда
выплатить ему 500 тысяч франков, но всю сумму перевёл «обиженным» банкирам как
компенсацию за упущенную выгоду.
Министр
финансов
Серге́й
Ю́льевич Ви́тте (17 (29) июня
1849 —
28 февраля
(13 марта) 1915) —
граф,
российский государственный деятель, министр финансов России (1892—1903), председатель
комитета министров, председатель
Совета
министров Российской империи (1905—1906).
В
конце 1892 С.Витте был назначен
на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.
Вскоре
после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской
магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно
могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение
магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования
строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не
пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.
Проводил
независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с
высшим образованием.
Много
внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для
промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.
В
1894 выступил за жёсткие
торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для
России 10-летний торговый договор с этой страной.
В
1894 году
получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в
строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.
С
1895 начал вводить винную
монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и
розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство
спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации
(повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных
источников пополнения госбюджета.
В
1896 провёл успешные
переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая
на сооружение в Маньчжурии
Китайско-Восточной
железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до
Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён
союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача
китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.
|